Все для детей
ГлавнаяРодителям → Детские капризы

Детские капризы

Одним из наиболее частых запросов, с которым приходится сталкиваться психологу в его повседневной практике, является обращение родителей двух-трехлетних малышей по поводу «необъяснимого» перевоплощения их «милых ангелочков» в «ужасных монстров», каждодневно терроризирующих всю семью деспотическими, унижающими достоинство взрослых, требованиями.

Многим недоумевающим родителям труднее всего смириться с собственным обесцениванием в глазах двухлетнего «бунтаря» отвергающего любые, казалось бы, весьма разумные ограничения и запреты, с помощью которых мамы и папы стремятся отрегулировать его поведение.

В настоящий момент в среде начитанных родителей наиболее распространенной является точка зрения, что капризы и истерики - это закономерный этап в развитии детей младшего дошкольного возраста, что таким образом они познают мир человеческих взаимоотношений, определяют границы дозволенного и недозволенного, и, в конце концов, это «само пройдет».

На самом деле происходит смешение различных понятий — с одной стороны, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие обесценивание взрослых, являющиеся выражением закономерностей детского развития; а с другой - капризы и истерики, являющиеся отражением неправильной стратегии поведения родителей Каприз, истерика - это следствие родительского нежелания «идти на поводу у баловника». Это также сигнал родителям о том что они ведут себя с ребенком неправильно, неадекватно его возрастным возможностям, предъявляя «неразумные» требования к «маленькому тирану».

Поэтому очень важно знать, что же такое возраст негативизма и упрямства, какое значение он имеет для всего дальнейшего развития личности ребенка, и почему ребенок, топнувший на маму ножкой, имеет право быть не доведенным до истерики.

Ребенок капризничает

На третьем-четвертом году жизни мир ребенка, характеризующийся его неотделимой от взрослого позицией, превращается в мир «Я», для построения которого необходима выработка собственной внутренней позиции ребенка. Для того, чтобы впоследствии установить новые, более высокие взаимоотношения с окружающим взрослым миром, ребенку необходимо пройти этап отделения себя от предметов и живых существ, с которыми первоначально он ощущал неделимую связь.

Как ребенок может узнать о существовании других точек зрения, если не имел сначала своей, а, главное, если ее не принимали во внимание? Как научиться отстаивать свою точку зрения, если он — часть чужой точки зрения?

Итак, ребенок отделяет себя от окружающего мира и вырабатывает свое собственное ко всему отношение. Начинается процесс построения собственной индивидуальности. С чего начать проще всего? С протеста!

Однако протест ребенка — это не самоцель, это только способ, с помощью которого он отстаивает себя, свое право на отдельное существование. Ведь очень часто малыш, добиваясь именно того, что ему запрещали, ощущает разочарование. Поэтому очень важно разрешить ребенку все, кроме основополагающего запрета на действия, в результате которых может пострадать его собственное здоровье или здоровье и благополучие других людей.

Все остальные запреты и ограничения должны относиться не прямо к ребенку, а опосредованно к персонажам, с которыми на время игры идентифицируются и взрослый, и ребенок. Игра поможет взрослому освоиться в мире детской реальности, а ребенку — научиться принимать правила, которые в игре строго соблюдаются.

Игра — это единственная деятельность, с помощью которой сначала взрослый «войдет» в мир ребенка, а потом уже оттуда «поведет» его в свой взрослый мир. Качественное отличие этой точки зрения от общепринятых в социальной психологии состоит в том, что детство — это не просто подготовка к будущей взрослой жизни. Детство обладает собственной уникальной ценностью. И только те родители, которые, поверив в существование особого, отдельного мира ребенка, захотят заглянуть туда, осторожно ступая по его тропкам, смогут поговорить с ребенком на его языке — языке игры, только такие родители выпустят во взрослую жизнь зрелую личность.

Ребенок, живущий в мире, который не уважают самые дорогие для него люди, надолго остается в нем, чтобы самостоятельно решить волнующие его вопросы. Ребенок, у которого было хорошее детство, смело вступает во взрослую жизнь, унося с собой из детства самое главное для каждого человека — веру в себя, надежду на понимание и любовь к окружающему миру.

В чем же причина того, что многим родителям трудно принять своего ребенка таким, какой он есть, и, вместо организации среды, наиболее соответствующей потребностям его развития, при сдерживании ребенка лишь в особых случаях, им легче воздействовать на малыша средствами и способами воспитания, моделирующими его будущую личность?

Субъективно причина — в тех условиях воспитания, в которых пришлось развиваться самим родителям ребенка. Как часто мамы и папы, недовольные тем, как их воспитывали собственные родители, повторяют те же ошибки уже со своими детьми!

Объективно истоки этой проблемы видятся в позиции официальной педагогики, взявшей за основу развития ребенка идею формирующего обучения — подход, при котором ученик никогда не превзойдет своего учителя. Ребенок рассматривается как неполноценный взрослый, который отличается от последнего только тем, что все делает хуже. Точка зрения официальной педагогики на раскрытие индивидуального потенциала, заложенного в ребенке от рождения, проста — всеми доступными средствами «втиснуть» малыша в рамки, заранее предопределенные воспитателем, учителем. Последствия — капризы, истерики, в более старшем возрасте — неврозы.

В результате непринятия и ограничений при одновременно высокой противоречивости родительских требований формируется невротический тип личности ребенка. К развитию невроза страха приводит эмоциональное непринятие ребенка значимыми для него взрослыми, а также большое количество ограничений и запретов, тормозящих поступательное движение ребенка на пути реализации его способностей. Истерический невроз развивается в результате сверхпринятия и ограничительства с одновременной противоречивостью требований.

Наиболее агрессивно ведут себя дети, чьи родители или воспитатели эмоционально не принимают их, при этом, то «ничего нельзя», то «все можно». Сегодня нельзя то, что можно было вчера, вчера ругали за то, за что сегодня хвалят, а что будет завтра, пока неизвестно, так как родители или воспитатели сами еще не в курсе, какое у них завтра будет настроение.

Дети, родители которых эмоционально их принимают, не предъявляют к ним противоречивых требований, но при этом ограничивают их исследовательскую активность, стараясь сформировать желательный для окружающих облик, отличаются достаточно хорошей социальной приспособленностью, не склонны к крикам в истерикам, но при этом они внушаемы, зависимы от мнения окружающих, несамостоятельны.

Эмоциональное принятие ребенка, разрешительство (со сдерживанием в особых случаях), непротиворечивость повседневных разумных, доступных для понимания ребенка требований приводят к независимому, автономному поведению ребенка младшего дошкольного возраста, способствуют безболезненному отделению себя от значимых взрослых, формированию собственной внутренней позиции ребенка, принятию себя, что впоследствии, в результате развития игрового поведения, помогает ребенку понять и принять других.

В то же время, дети, не пережившие этапа отделения себя от других, которые не были приняты самыми дорогими для них людьми, плохо осознают цели и потребности окружающих, у них плохо развито воображение, они с трудом понимают и принимают возможность другой точки зрения, не владеют самостоятельными, индивидуальными способами деятельности. Чем раньше взрослые пытаются «втиснуть» ребенка в коллектив, заставляя уважать коллективистские ценности, тем меньше шансов на то, что такой ребенок сможет стать полноценным участником коллективной деятельности, тем больше вероятность формирования невротического типа личности.

Мы рассмотрели несколько не противоречащих друг другу, а, скорее, взаимодополняющих точек зрения на причины возникновения у детей капризов и истерик: неумение родителей и воспитателей говорить с малышом на его языке — языке игры, навязчивое поведение взрослых, пытающихся воздействовать на ребенка неадекватными его возможностям средствами и способами воспитания, невротический стиль общения взрослого и ребенка.

Как же справиться с проблемой? Когда дети начинают капризничать, многие родители считают это намеренным. Некоторые дети капризны по своему темпераменту. Не следует рассматривать это как преднамеренное поведение или относить на свой счет. Просто некоторые дети так устроены. Однако другие малыши действительно используют капризы, чтобы добиться своей цели. Они быстро узнают, что «маме не нравится, когда я ною и плачу во время прогулки по бульвару, поэтому она покупает мне шоколадное пирожное».

Вот несколько советов, как избавиться от капризного поведения еще до того, как оно превратится в привычку. Если возникла проблема, обратите на нее внимание. Наверное, самой распространенной причиной капризного поведения является физический дискомфорт. Ребенок устал или проголодался, или ему скучно. Дайте ему вздремнуть или, если вы гуляете, посадите себе на плечи. Купите ему что-нибудь поесть или как-нибудь отвлеките его. Не реагируйте на нытье. Если ваш ребенок пользуется нытьем, чтобы добиться вашего внимания, скажите ему просто: «Я не понимаю ни слова, когда ты ноешь. Когда ты будешь готов, подойди и скажи мне, что беспокоит тебя, и тогда мы поговорим об этом». Как только нытье кончится, скажите: «Я очень рад, что ты чувствуешь себя лучше».

Обращайте внимание на хорошее поведение. Дети, которые капризничают ради того, чтобы привлечь внимание, должны знать, что лучший способ для этого — хорошие поступки. Ребенок, которого берут на руки всякий раз, когда он улыбается, смеется и гукает, быстро узнает, что для того, чтобы привлечь внимание, нужно улыбнуться и засмеяться. Не поощряйте негативное поведение детей, обращая внимание на них только тогда, когда они капризничают. Если вы будете это делать, то только закрепите подобное поведение.

Дети ноют, потому что не могут завязать шнурки на ботинках, их кубики рассыпаются, они не хотят идти в кровать или не хотят есть. Нытье является сигналом, говорящим: «Пожалуйста, научи меня делать что-то». Вместо того чтобы бросаться на помощь при первых звуках нытья, дайте ребенку время самому разобраться, как поступить. Если ему нужны указания, пусть ваши объяснения будут короткими и простыми, и подчеркните, что вы не сомневаетесь в том, что он сам справится с задачей. Чем больше вы помогаете, тем более зависимыми становятся дети. Объясните им факты. Детям более старшего возраста вы можете объяснить, что капризы действуют против них. Если вы скажете ребенку, как раздражает его постоянное нытье, он сможет понять, как капризное поведение действует на других людей.

Полезная информация для родителей

Ваши комментарии:

Ваше имя (ник):
Комментарий:
Введите результат вычисления
     

Перед отправкой Вашего сообщения ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами комментирования материалов на нашем сайте. Нажимая кнопку "Отправить", вы подтверждаете согласие с этими правилами.